Logo
CarPrice


Тормозные диски — это элемент конструкции автомобиля, требующий повышенного внимания при обслуживании и эксплуатации. В самом деле, от надёжности и правильного функционирования этого узла зависит здоровье и даже жизнь не только водителя, но и других людей, участвующих в дорожном движении. Поэтому владелец автомобиля не должен забывать следить за состоянием тормозных дисков и вовремя принимать необходимые меры при обнаружении неполадок. Если с тормозной системой возникли какие-то проблемы, например, греются передние тормозные диски, то нужно немедленно установить причину этого. Если имеет место критический износ либо появляются трещины, то должна быть проведена немедленная замена тормозных дисков. Если же повреждения имеют иной характер, диск может быть отремонтирован. Причём, для того чтобы отремонтировать тормозной диск, не всегда обязательно нужно снимать его с машины.

тормозной диск на ступице

Когда нужно ремонтировать тормозные диски?

То, насколько необходим ремонт тормозных дисков устанавливается исходя из его состояния. К примеру, своевременно обнаруженные поверхностные трещины небольшой глубины можно попытаться устранить путем проточки, хотя полную гарантию пригодности такого диска дать нельзя. Существует вероятность, что останутся невидимые простым глазом микротрещины.

Следует принять во внимание, что ремонту подлежит такой тормозной диск, остаточная толщина которого не меньше, чем те пределы, которые имеет допустимый износ. Точные значения остаточной толщины регламентированы производителями автомобилей и приводятся в каталогах ремонта и технического обслуживанию автомашин. Кроме того, обычно этот параметр указывается на самом диске.

Восстанавливать диски следует не только тогда, когда имеются явно выраженные повреждения — проточка может оказаться нужной в случае очередной плановой замены колодок, поскольку даже если диск нормально эксплуатируется, происходит неравномерная выработка его поверхности.

Наиболее часто дефекты рабочей поверхности выглядят как глубокие задиры и риски. Они оставляются абразивными частицами, которые оказались в зазоре между диском и колодками, а также твердыми включениями, которые содержит в себе фрикционный материал накладок не самого лучшего качества. Такие повреждения ускоряют износ тормозных дисков, нарушают плавность торможения, а также увеличивают шум.

Необходимость ремонта может появиться и тогда, когда ставятся новые тормозные диски. Если они имеют низкое качество либо износилась колесная ступица (что бывает тогда, когда машина очень старая либо имеет большой пробег), величина биений их поверхностей в сумме может превысить допустимые значения. Эти погрешности устраняет проточка тормозных дисков без снятия их с машины.

Проточку желательно делать тогда, когда тормозной диск по краям имеет «буртики», соприкасающиеся с металлической основой колодок, подвергшихся износу, либо с внешней поверхностью новых. Если имеет место первый случай, то во время движения с небольшой скоростью колодки издают характерный скрежет, а во втором — писк.

Эта операция необходима и тогда, когда во время торможения возникает вибрация, что указывает на неравномерный характер износа. В этом случае диск по окружности имеет разную толщину.

Ремонт нужно делать и тогда, когда диск покоробился. Это может произойти тогда, когда колесо оказалось в глубокой луже. В этом случае происходит деформация сильно разогретого диска в результате резкого охлаждения. Это приводит к сильному увеличению биения рабочих поверхностей. В случае достижения их величины 0,1-0,15 мм, при торможении начинает вибрировать педаль тормоза, а также рулевое колесо. Если биения имеют еще большее значение, то использование тормозной системы машины может стать невозможным.

Снимать диски со ступицы нужно только тогда, когда ремонт без снятия невозможен, поскольку суммарная погрешность переустановки в результате может дать биения. Для того чтобы сделать проточку, используют передвижные станки. Такой станок включает в себя электромеханический привод вращения диска и блок с резцами.

Ремонт со снятием

Как снять тормозной диск

  1. Вначале снимается нужное колесо с тормозными колодами.
  2. После этого откручиваются два болта, соединяющие колодку с поворотным кулаком, и снимается тормозной механизм целиком. При этом не нужно отсоединять от нее колёсный цилиндр тормозного шланга.
  3. Затем снятый суппорт подвешивается при помощи проволоки на пружину подвески. Делать это следует аккуратно, обеспечивая свободное положение тормозного шланга во избежание его повреждения.
  4. После этого нужно очистить диск, болты крепления и ступицу от ржавчины и грязи. Для обеспечения быстрого отставания ржавчины можно применить жидкость WD-40, нанеся её в соответствующих местах и выждав некоторое время. После этого ржавчина удаляется очень легко.
  5. Вслед за процедурой очистки тормозной диск отсоединяется от ступицы. Чтобы сделать это, нужно открутить направляющие штифты. Если диск не сдвигается с места, его нужно обстучать молотком из полимера либо резины.
  6. Затем снимается дистанционное кольцо, а после него — сам диск.
  7. Если этот диск потом будет поставлен обратно, то нужно с обеих его сторон удалить буртики. Для этого используется большой напильник.
  8. Установка нового либо отреставрированного прежнего диска производится в обратном порядке.

Обработка диска после снятия

Для обработки снятого диска может быть использован обычный токарный станок. Однако такой способ оптимален не всегда – точная центровка требует изготовления специальных оправок. Не на любом станке получается сделать проточку обеих сторон, один раз установив данную деталь на станке. Обычно вначале обрабатывается одна сторона, затем деталь переворачивается на 180ï, и протачивается другая плоскость. Обеспечить при этом параллельность протачиваемых поверхностей как друг другу, так и привалочной плоскости диска, равно как и перпендикулярность их его оси вращения, удается не всегда. Таким способом можно так «отремонтировать» диск, что придется покупать новый.

Для более качественного ремонта используются на специализированные станки. На них производится одновременная проточка обеих сторон, благодаря чему плоскости максимально получаются максимально параллельными при точности обработки как минимум 0,01 мм. При такой обработке применяются резцы, имеющие специальную конфигурацию и сменные твердосплавные насадки, благодаря которым обеспечивается нужная чистота обработки поверхностей.

В случае применения на машине барабанной тормозной системы при ремонте может понадобиться расточка тормозного барабана.

Когда менять тормозные диски?

Сколько ходят передние тормозные диски? И сколько ходят задние тормозные диски? Это определяется следующими факторами:

  • Производителем дисков (а, соответственно, качеством детали);
  • Производителем применяемых тормозных колодок (их качеством и характеристиками);
  • Стилем вождения того, кто сидит за рулем автомобиля (если водитель резко тормозит и едет в рваном ритме, это ускоряет износ);
  • Особенностями местного климата.

Если использовать оригинальные автозапчасти брендов, имеющих высокий рейтинг, то первые два фактора можно свести к минимуму. Что же касается трех остальных, то эксплуатационный срок службы тормозных дисков можно продлить посредством ремонтных работ. Кроме того, чтобы не возникало проблем тормозной системы, следует использовать датчик давления в шинах, поскольку езда на неправильном давлении может привести, в числе прочего, и к повреждению тормозов.

Тем не менее, в определенных случаях ремонт невозможен. Когда ресурс тормозных дисков выработан, помочь может только замена тормозных дисков. Может возникнуть необходимость менять передний тормозной диск. Может быть, понадобится и замена задних тормозных дисков. Да и при ещё не выработанном окончательно ресурсе бывает так, что менять деталь будет лучше, чем ремонтировать.

Если вентилируемые передние или задние диски имеют толщину менее чем 17 мм (значение, принятое в качестве нормы), а невентилируемые менее чем 10 мм, то они подлежат замене. Кроме того, осевое биение поверхности не должно превышать 0,15 мм. Замер толщины при помощи штангенциркуля делать крайне нежелательно, поскольку результаты будут некорректные. Для того чтобы получить точные значения, нужно идти в специализированную автомастерскую.

Передний тормозной диск, равно как и задний, подлежит замене, если на нем имеются глубокие задиры либо ссадины, а также прочие дефекты, попытка устранить которые путем проточки приведёт выходу толщины за установленные пределы.

Какие лучше выбрать тормозные диски?

Если вы собрались совершить замену тормозных дисков, передних или задних, то перед вами закономерно встает задача выбора данной автозапчасти. Чем руководствоваться в данном выборе. Безусловно, приобретать следует оригинальную продукцию известных, надежных и признанных брендов. Но не только это стоит учитывать. Вам стоит принять во внимание ваш стиль езды — и уже исходя из этого, правильно для себя подобрать тип диска. Если вы ездите в среднестатистической манере, то обычные штатные диски из чугуна вам вполне подойдут. Если же вы ездите быстро и агрессивно, то вам стоит рассмотреть такой вариант, как тормозные диски с перфорацией, которые быстро охлаждаются. Если вы — байкер, то перфорированные тормозные диски для вас хороши тем, что вы можете в случае необходимости поставить противоугонный замок на тормозной диск вашего мотоцикла. Однако, стоит принимать во внимание то, что диски с просверленными отверстиями в основном устанавливают на спортивные машины, а после каждой гонки производится их замена. В повседневной езде они — не лучший вариант, поскольку отверстия их ослабляют и делают подверженными образованию микротрещин.

В настоящее время популярно такое новшество, как керамические тормозные диски. Их преимуществами являются малый вес, коррозионная устойчивость, высокий уровень износоустойчивости, немалая прочность, высокий коэффициент трения, длительный эксплуатационный срок. Кроме того, когда керамические тормозные диски греются, они более эффективны, чем обычные штатные. Однако, у них есть и свои недостатки. Так, на холоде по тормозным свойствам они сильно уступают железным. Кроме того, когда соприкасаются рабочие поверхности, раздается неприятный скрип. Наконец, по сравнению с железными, стоят они очень дорого.

В общем, покупая данные запчасти для своего авто, исходите из особенностей своего вождения, условий эксплуатации машины, ну и, естественно, своих финансовых возможностей.